Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

В отпуск в Воронеж? Почему бы и нет! Настоящее и возможное туризма в Черноземье

Воронежская область – один из стремительно развивающихся субъектов Российской Федерации. Но возможности Воронежской области для туризма, богатство истории и культуры этого края известны далеко не каждому россиянину. Итак, зачем туристу ехать в Воронежскую область? С этого вопроса мы начинаем серию презентаций туристических возможностей регионов России.

 

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев неоднократно отмечал важность развития туризма в регионе:

 – Воронежская область является регионом, привлекательным для туристов. В 2015 году ее посетило 523 тыс. путешественников. Воронеж регулярно входит в топ рейтинга по совершенно разным показателям. В 2016 году столица Черноземья попала в рейтинг самых креативных городов России, в топ-20 самых популярных городов для путешествий, в список 12 самобытных городов страны, в десятку самых популярных городов России для делового туризма, и это далеко не все. 2017 год только начался, но уже в январе столица Черноземья успела войти в десятку самых событийных регионов России (в течение года в городе и области проводится более 40 интересных самобытных мероприятий). Кроме того, Воронеж попал в топ-25 городов России, привлекательных для отдыха в новогодние праздники, в первую десятку городов воинской славы страны, интересующих туристов.

 

Событийный туризм – дело хорошее. Но все эти Дни огурца, квашеной капусты, пчелы и так далее уже поднадоели: туристы обнаружили, что все они развиваются по одинаковым сценариям, без местной специфики, и выливаются, в конечном итоге, в выездную торговлю шашлыком и разной мишурой. Необходимо ли Воронежской области опираться на событийный туризм, имея такую богатую историю?

_________________________________________________________________________ 

Примеров исторически ценных мест Воронежской, Курской, Липецкой, Белгородской областей множество. Вот Топ-5 обязательных к посещению мест по оценке экспертов Черноземья:

Дворец принцессы Ольденбургской в Рамонском районе Воронежской области – чудом сохранившийся, несвойственный России памятник неоготики хранящий в себе множество тайн.


Заповедник «Галичья гора» в Липецкой области – один из самых маленьких заповедников мира, представляющий собой памятник природы и ботанический феномен.


 Город-музей под открытым небом город Рыльск Курской области – один из самых древних городов России, сохранивший свой древний первозданный облик.


Костенки в Воронежской области – музей-заповедник, настоящий доисторический город, уникальность которого давно оценили ведущие археологи всего мира. К сожалению, в России Костенки не так известны, как, например, в США.


Дивногорье – местность, расположенная в среднем течении Дона в России (рядом с городом Лиски Воронежской области), где сохранились древнейшие каменные дивы, пещеры. Ряд ученых-историков считает, что именно Дивногорье являет собой исторический центр индоевропейской цивилизации. Здесь в меловых кряжах оборудованы подземные церкви, некоторые из них за тысячелетия из-за эрозии оказались на поверхности. Похожие на стражей известковые колоны до сих пор поражают воображение путешественников.

_________________________________________________________

 

Специалисты в сфере российского туризма говорят о невероятном количестве памятников культуры и природы в Воронежской, Липецкой, Курской областях. Однако серьезного туристического потока черноземные регионы пока не видят.

 

Общественный активист и краевед Николай Сапелкин говорил о шагах, которые необходимо сделать региональным властям для популяризации области более десяти лет назад. Специально для нашего издания он прокомментировал перспективы и потенциал туризма в Черноземных регионах:

 

– Туризм как отрасль экономики в Воронежском регионе пока что не сложился. Хотя для его развития есть все предпосылки. За последние годы в Воронеже появились компании-туроператоры, открылись новые гостиницы, рестораны, арт-объекты и частные музеи, у транспортных компаний появились хорошие автобусы, учебные заведения выпускают специалистов сферы сервиса и туризма (которые, к сожалению, пока не востребованы на рынке).

 

Этот потенциал, несомненно, приведет к появлению регионального туристического продукта. Но для его реализации, для загрузки всех звеньев системы, нужны в первую очередь туристы. А привлекать их нужно через маркетинг территорий. И вести эту работу должно региональное правительство. Сейчас собственники большинства отелей, ресторанов, частных музеев и турфирм несут эксплуатационные, налоговые и зарплатные расходы за счет доходов от другого бизнеса, поэтому требовать от них еще и продвижения территории было бы неправильно. Их оберегать нужно, чтобы не ушли с рынка, а не загружать новыми расходами.

 

Средства, вложенные в маркетинг территорий, вернутся не только налогами от туристической деятельности, но и через появление новых рабочих мест, поступлениями от инвесторов, которых регион может привлечь при правильном позиционировании и продвижении. Сейчас в Воронежской области работа по созданию туристической отрасли заменена имитаций деятельности: идут беспрерывные обсуждения, круглые столы, конференции – и все это на низком экспертном уровне.

 

Есть еще одна проблема в воронежском регионе – отсутствие инфраструктуры (туалетов, гостиниц, кафе) в исторических городах и селах области. Поэтому даже жители миллионного Воронежа не очень стремятся их посетить. Воронежцы, в основном, путешествуют в соседнюю Липецкую область, где для комфортного отдыха существует больше условий.

 

Вообще Липецкая область является сейчас примером системного подхода к формированию новой отрасли экономики – туризма. Там последовательно создаются условия для создания туристического бизнеса, который в свою очередь создает новые рабочие места, формирует налоговую базу региона. Но стоит признать, что последние пять лет стали знаковыми для туризма Черноземья. Люди с активной жизненной позицией, объединенные жаждой познания мира, объединяются в группы и путешествуют самостоятельно без участия туристических фирм, игнорируя недостаток инфраструктуры для путешествий. Региональный туризм обрел новый формат в виде ставшего популярным туристического сообщества Воронежской области «Нескучный день». Его основатель и идеолог Михаил Глущенко прокомментировал перспективы Черноземья, как туристической зоны России.

– Черноземье вообще и Воронежская область в частности – это место, в котором на самом деле не требуется искать вдохновение для путешествий. Если взять список мест, составляющих культурное наследие, и открыть перечень особо охраняемых природных территорий: памятников природы, заповедников или памятников культуры, список объектов археологического и архитектурного наследия, изучить перечень пещер Воронежской области, параллельно заглянув в Красную книгу региона, а также узнать обо всех фестивалях и музеях, сложить их и посещать одно место каждый выходной, то понадобится около 100 лет, чтобы закрыть этот список. А если взять все Черноземье, то достопримечательностей хватит на 200-300 лет для досконального изучения родного края. Жизни не хватит!

 

К тому же мы находимся на одной из самых оживленных российских федеральных трасс – М4. Огромное количество людей едет через Воронежскую область, это многомиллионный поток людей и его нужно использовать. Сегодня, к счастью, на трассах появились указатели проезда к основным региональным достопримечательностям, но на этом пока что все.

 

– Какие шаги можно предпринять для популяризации туризма в регионах России?

– За 3 года я объехал более пятидесяти регионов, увидел более двадцати стран. Могу совершенно точно сказать, что для развития туристического потенциала территории, важно, чтобы высшее должностное лицо субъекта федерации было заинтересовано в этом. Если губернатор горит развитием туризма, хочет сделать регион знаменитым на весь мир, то в результате так и происходит.

 

К примеру, когда «Нескучный день» был в Чеченской республике, и Рамзан Ахматович Кадыров узнал, что наш авобус будет первым, который проехал по новой дороге к озеру Кезеной-Ам, нас встретили, пригласили экскурсовода, устроили невероятный прием, назначили сопровождение. Это уровень! Люди заинтересованы в том, чтобы туристы из других регионов приезжали к ним.

 

Но есть и второй вариант, более искренний и правильный – развитие инициативных проектов отдельных людей. И это тоже очень важно в контексте комплексного туристического обслуживания. Вокруг достопримечательностей должна кипеть какая-то жизнь. Ведь не поедет человек 15 раз в Дивногорье, если там не будет какого-нибудь мероприятия. Важно создание туристического кластера.

 

Туристические объекты Воронежской области, несмотря на их изобилие, очень сильно разбросаны. Важно создание вокруг них инфраструктуры, чтобы путешественник мог и перекусить, и отдохнуть, и погулять на природе. Например, в Липецкой области есть стремительно растущее урочище Аргамач-Пална, проводится фестиваль исторических реконструкторов «Русборг», который стал уже международным. А в Воронежской области в Рамони, в шаговой доступности от дворца принцессы Ольденбургской, находится антимузей «Бирюльки».

 

В общем, идеальная ситуация для развития туризма – это инициатива сверху, поддерживающая инициативу снизу. Хочется верить, что Черноземье находится как раз на этом правильном пути.

 

Анализ развития территории Черноземья и в частности его туристического потенциала проводится уже много лет. В частности Геннадий Климов, соавтор популярной книги по теории территориального маркетинга «Пособие для будущего президента», вышедшей в серии библиотеки журнала «Бизнес Территория», характеризовал Воронежскую область, как потенциальный центр цивилизации.

– Развития туризма – самый быстрый способ улучшить жизнь на территории. Туристы едут только туда, где хорошо живется местному населению. У Воронежа огромный потенциал в этой сфере, просто фантастический потенциал. Жаль, что ни местная власть, ни местный бизнес, ни само население пока еще не осознают, мимо каких возможностей они проходят мимо.

 

Создавать туриндустрию можно в несколько этапов. Самый простой и быстрый способ — это оборудовать туристическую инфраструктуру вдоль трассы «Дон». Москвичи едут в Крым и Сочи. Им нужны услуги, а воронежцам – деньги. Тут все понятно.

 

Второй этап связан с привлечением в Воронеж туристов из Москвы по программе выходного дня. Москва – огромный мегаполис, откуда люди готовы в выходные бежать куда угодно. Нужна инфраструктура выходного дня: гостиницы, кафе и рестораны, театры и концерты, спа-центры и достопримечательности. Туристическим брендом можно сделать что угодно. Например, в Воронежской области потрясающе красиво цветут подсолнухи. В любой стране уже были бы организованы глобальные фестивали подсолнуха. В Черногории в нетуристическом феврале огромной популярностью пользуется фестиваль мимозы – люди приезжают, чтобы посмотреть, как она цветет. На Крите во время сбора оливок в каждой деревне праздник. Что-то подобное должно быть в Воронежской области.

 

Губернатору серьезно надо работать с АО РЖД. Между Москвой и Воронежем – 500 км. Такое же расстояние между Питером и Тверью сверхскоростной Сапсан преодолевает по обычным путям за 3 часа. Почему поезд до Воронежа идет минимум 7 часов? Что это за скорости? От Воронежа до Сочи и от Воронежа до Москвы по современным меркам должно быть максимум езды 2,5 часа. Добиться этого – под силу местной власти. Надо хотя бы пустить скоростные электрички класса «Ласточка» между Воронежем и другими городами Черноземья. Так Воронеж станет столицей этого макрорегиона по факту. Молодежь из Курска, Тамбова или Липецка должна совершать поездки в Воронеж, чтобы просто потусить на дискотеке. Подобное во всем мире происходит. Население должно быть мобильным, сейчас даже в федеральном правительстве разрабатываются идеи по повышению мобильности населения. Воронежскому губернатору надо только правильно сформулировать идею, чтобы получить инвестиции под такой проект. Это все можно сделать.

 

Но самые глобальные возможности турбизнеса в Воронеже открываются в сфере использования возможностей мировой культуры. Еще в 1903 году известным политическим деятелем Индии Балом Гангадхаром Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах» была сформулирована гипотеза о том, что арии, создавшие Индию, пришли с территории Восточной Европы. Новые исследования уже российских ученых подтвердили, что в Ведах описаны места первоначального расселения ариев, совпадающие с окрестностями таких городов как Воронеж, Липецк и др. Это Подонье. В Индии больше миллиарда населения, которые могут захотеть посетить святые для них места.

 

Это огромный отложенный туристический ресурс. Как его активизировать? Для этого достаточно одного фильма, снятого в Голливуде. Почему бы нет? Именно так делаются большие деньги и создаются большие турпотоки. Какие выводы можно сделать из сказанного? Черноземье, с его богатой историей и удивительной природой имеет огромные шансы через несколько лет стать центром внутреннего туризма России. Однако, чтобы этот пазл сложился, требуются направленные действия региональных властей, представителей бизнеса и активистов туризма регионов. Одно можно сказать наверняка – Черноземье как туристический регион имеет огромные перспективы.

Версия для печати
Авторы: Дмитрий ТОНИШЕВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»