Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

ЛЬНЯНЫЕ КЛАСТЕРЫ НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ: быть или не быть?

Уже десять лет российские органы власти декларируют важность и желательность  использования кластеризации в качестве инструмента экономической политики, зарекомендовавшего себя в мировой практике. Кластеры называют эффективным стратегическим механизмом инновационного  развития территорий, в том числе агропромышленного комплекса. Однако в Нечерноземной зоне России, производящей наиболее удручающее впечатление на инвесторов – как иностранных, так и выглянувших ненароком из-за МКАД жителей столицы, пока отсутствуют примеры успешно действующих агропромышленных кластеров. Дальше проектов, кластерных инициатив, соглашений о создании, в лучшем случае – получения субсидий дело не доходит. Не один год ведется речь и о создании в Нечерноземье льняных кластеров, в последнее время их перспективы приобрели реальные очертания. Но станет ли кластерная модель спасением льноводства? 

 

Еще в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации нацелила отрасли и регионы на конструирование территориально-производственных кластеров, призванных реализовать конкурентный потенциал территорий. Драйвером этого движения было Министерство экономического развития России, и кластеры, возникшие при его поддержке, включили в себя высокотехнологичные предприятия в наукоемких отраслях промышленности. Правомочно ли называть эти отраслевые объединения кластерами? Кластер – не просто группа предприятий - их взаимодействие должно порождать синергетический эффект. Следовательно, только время и экономический анализ могут ответить на этот вопрос. Тем временем слово «кластер» пошло «в народ» и стало применяться чиновниками и журналистами расширительно, подразумевая некую отраслевую или территориальную совокупность производителей.

 

Не избежал модного веяния и агропромышленный комплекс (АПК), хотя в недрах Минсельхоза так и не родилась программа поддержки отраслевых кластеров. Главный теоретик кластеризации Майкл Портер, обосновавший роль кластеров в повышении конкурентоспособности региона, исследовал в своё время винодельческий калифорнийский кластер, указав на перспективность кластеризации в аграрном секторе. Исключительную злободневность обрела тема кластеризации предприя-тий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в период после ввода ответных санкций, ограничивших импорт продовольствия. На Карте кластеров России Российской кластерной обсерватории при Высшей школе экономики мы не найдем агропромышленных кластеров с высокой и даже средней степенью развития. Многие кластеры прекращают или приостанавливают свою работу уже на начальной стадии, что свидетельствует о системных проблемах в реализации этого элемента государственной стратегии.


ЛЬНЯНАЯ РУСЬ

 

Главной проблемой кластеризации агропромышленного комплекса регионов нечерноземной зоны России является сравнительно низкая привлекательность этой группы регионов - как для инвесторов, так и для трудоспособного населения. Само противопоставление Центрального Черноземья и Центрального Нечерноземья в экономическом районировании советского времени говорило о преимуществе первого перед вторым именно за счет качества почв и климатических ресурсов. Однако льняная отрасль могла бы явиться исключением – для выращивания льна-долгунца предпочтительны почвы дерново-подзолистые, среднесуглинистые, с глубоким пахотным слоем, комковатой структурой и слабокислой реакцией. Именно поэтому лен был традиционной культурой на Руси, к счастью об этом пока не забыли. Еще в 2012 году Смоленская область продекларировала создание льняного кластера, инициатором выступило ООО «Вяземский льнокомбинат», оказывалась определенная поддержка льносеющим хозяйствам (как и в других регионах), но программа кластера представлена не была, кластер так и остался на уровне инициативы. Не секрет, что кластеры в регионах создаются в надежде на получение господдержки на федеральном уровне, а ее не было.

 

В 2017 году вновь заговорили о создании льняных кластеров в Нечерноземье. Теперь инициатива продвигалась ООО «Ржевская льночесальная фабрика», она была одобрена правительством Тверской области. В Минпромторге обсуждается создание в льноводческих регионах России типовых кластеров по выращиванию и первичной переработке льна на базе действующих производств с унификацией технологий выращивания льна. Льняной кластер задекларировало и правительство Ивановской области. Обе инициативы нацелены на создание промышленных кластеров, поддерживаемых Минпромторгом (Постановление №779 Правительства РФ от 31.07.2015г.), следовательно, сельскохозяйственные предприятия, выращивающие лен, могут стать лишь поставщиками сырья, войти в инфраструктуру кластера. При этом тверской и ивановский потенциальные кластеры имеют ряд существенных различий.


КЛАСТЕР «ТВЕРСКОЙ ЛЕН»

В Тверской области в 2017-2018 годах ведется активная работа по созданию Промышленного льняного кластера «Тверской лен», главной целью которого является повышение конкурентоспособности и финансовой стабильности предприятий кластера. В число задач кластера входят активизация привлечения инвестиций, создание конкурентоспособных технологий, продуктов и решений, рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер. Реализация кластерной инициативы должна обеспечить комплексность развития промышленных предприятий и льносеющих хозяйств, что приведет к положительному синергетическому эффекту для участников кластера.

 

Техническое перевооружение, дооснащение и другие кластерные проекты предполагается осуществлять с привлечением субсидий Минпромторга для промышленных кластеров и за счет участия в других целевых программах.

 

Якорное предприятие кластера: ООО «Ржевская льночесальная фабрика» осуществляет конечную переработку и выпускает несколько наименований технической продукции. Наиболее востребован на российском и зарубежном рынке утеплитель: первая партия экологически чистого теплоизоляционного материала «FLAXISOL», изготовленного из льна на предприятии, отправлена в Новую Зеландию. Потребление подобных теплоизоляционных материалов в строительстве в зоне деловой активности в Австралии и Новой Зеландии составляет свыше 10 тыс. кубометров в месяц.

 

Специализированной организацией Кластера является Ассоциация «Некоммерческое партнерство Управляющая компания Центр кластерного развития льноводства Тверской области», которую возглавляет Николай Корсун, генеральный директор ООО «Игра – Техника» (Ржевская льночесальная фабрика). НП УК Центр кластерного развития льноводства Тверской области зарегистрирована в марте 2017 года с целью организации, сопровождения и контроля деятельности участников по реализации задач кластера.

 

Центром привлечены эксперты для работы по формированию пула участников, описания текущего уровня развития предприятий, их потенциала, кластерных проектов, способных обеспечить устойчивое развитие предприятий и синергетический эффект от взаимодействия в кластере. Руководители и сотрудники льнозаводов и льносеющих хозяйств не обладают знаниями о преимуществах кластеров, в лучшем случае видят в них форму кооперации и способ получения субсидий. Для формирования жизнеспособного кластера необходима организационная и просветительская работа, формирование команды, которой предстоит осуществлять совместные кластерные проекты. Однако, «Центр кластерного развития льноводства» не имеет источников финансирования и не может оплачивать работу своих сотрудников, поскольку потенциальные участники кластера находятся в тяжелом финансовом положении.

 

Тем не менее, инициативной группой сформирован предварительный состав участников кластера и подготовлен проект организационно-функциональной схемы промышленного льняного кластера. Также проведен ряд организационных совещаний с участием Министерства сельского хозяйства и Министерства промышленности и торговли Тверской области в целях развития промышленного кластера с учетом стратегии пространственного развития РФ и схем территориального планирования РФ и Тверской области. Подготовлены проекты соглашений «О создании промышленного кластера» и «Об участии в промышленной деятельности кластера. Кроме того, разработана «Памятка потенциальному участнику промышленного кластера «Тверской лен», разъясняющая особенности кластерного подхода.

 

7 февраля 2018 года в ходе научно-практического совещания «Развитие льняного комплекса Тверской области, проблемы и пути их решения» с участием заместителя председателя Правительства Тверской области, министра сельского хозяйства Павла Мигулева, его заместителя Артема Мустюкова и заместителя министра промышленности и торговли Тверской области Сергея Расторгуева.

 


НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ

 

Директор Центра кластерного развития льноводства Тверской области Николай Корсун выступил с докладом «О создании льняного кластера на территории Тверской области», призвав четыре десятка присутствующих на совещании руководителей предприятий льняной отрасли к сотрудничеству в рамках кластера:

- Мы поняли, что дальше одним барахтаться нельзя и выступили с кластерной инициативой. Нам это необходимо, в первую очередь, чтобы научиться взаимодействовать, пока за счет энтузиазма – свободных денег нет ни у кого. К сожалению, в Тверской области нет и 10 предприятий, подходящих под критерии Минпромторга, поэтому мы внесли предложение о создании межрегионального кластера совместно со Смоленской и Ярославской областями. Важна заинтересованоость государства – льняной комплекс в истории развивался либо в военные годы, либо при прямом указании руководителя страны.

 

Николай Николаевич обозначил три сегмента льняного рынка:

 

- Длинное волокно, которое востребовано в тканях плательно-постельной группы. Сегодня работает всего два предприятия, являющихся потребителями этого волокна. Оба предприятия принадлежат одному владельцу, и очень тяжело угодить им по качеству: большое количество волокна бракуется, иногда необоснованно. Возможно, им выгоднее закупать волокно в Европе? На мой взгляд, это неприемлемо! Длинное волокно должны потреблять предприятия в России. А то, что не востребовано, может пойти на экспорт, например, в Китай – там это чесаное волокно на 100% востребовано. Но в этом случае нужны длинные деньги – на банковские кредиты, даже пятипроцентные, эту программу развивать невозможно.

 

Технические ткани – емкость этого рынка порядка 30 млн. метров, выпускается 13 млн. метров в год. При этом пряжа для технических тканей закупается в Китае, Белоруссии, Туркмении. В России не осталось ни одного прядильного производства. Более того, брезенты сейчас бартером через Белоруссию меняются на пряжу. Также брезенты Россия закупает в Чехии. Это позор! Если наладить это производство в России, волокно №3 и №4 (трепаный лен, согласно ГОСТ, разделен на номера в зависимости от качества - Прим. ред.) будет востребовано в полном объеме. Ржевская льночесальная фабрика работает в этом направлении.

 

- Строительные материалы – рынок, который мы прорабатывали очень долго. За три года мы, за счет собственных средств и кредитных ресурсов, вышли на рынок строительных утеплителей, заключили международные контракты. Наш утеплитель сертифицирован для Европы, но первый контракт, как ни удивительно, пришел из Новой Зеландии – они запросили огромное количество межвенцового утеплителя. Поставки уже начались. Поэтому мы уверены, что все льняное волокно, произведенное в кластере, может быть востребовано.

 

Отметим еще одну сферу применения льна: современные «умные» композитные материалы для космоса, ВПК, ИТ-индустрии. В США и Китае лен объявлен стратегическим сырьем. Но, к сожалению, это не вопрос сегодняшнего дня – такие проекты без поддержки государства освоить невозможно, они могут стать инновационными проектами кластера.


ИВАНОВСКИЙ ЛОКОМОТИВ

 

Ивановская область – еще один регион, продвигающий кластерный подход к развитию льняной отрасли, о чем было заявлено в конце 2017 года на федеральном промышленном форуме «Локомотивы роста». Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров одобрил идею развития межотраслевого кластера по выращиванию и переработке льна в Ивановской области:

- 46% обрабатывающих производств в Ивановской области составляют именно предприятия легкой промышленности, где мы видим возможность создания центров компетенций, современных производств, основанных на смесовых тканях, включая натуральное сырье, которое традиционно всегда ивановскими предприятиями использовалось.

 

Кластер, основанный на выращивании и обработке традиционного сырья, охватывает не только текстильную, но и машиностроительную отрасль. В мире всего 4 производства, изготавливающих машины для переработки льна. Одно в России - в Иванове.

 

Павел Харитонов, руководитель межрегионального межотраслевого кластера по выращиванию и глубокой переработке лубяного сырья оптимистичен:

- Как только мы создаем всю цепочку, мы получаем существенное экономическое преимущество на этом рынке. Как сейчас организован льняной рынок? Большая часть льна выращивается во Франции и Бельгии, едет в Китай, перерабатывается, потом едет обратно во Францию и Бельгию, где потребляется. А создав на одной площадке в России всю цепочку, а мы имеем более дешевое сельское хозяйство, сопоставимые уже сейчас с Китаем расходы по переработке, мы можем создать конкурентную на международном рынке отрасль.

 

На учредительном собрании в октябре 2017 года был создан управляющий совет ивановского кластера, представители текстильных предприятий, организаций сферы науки и образования из Ивановской, Тверской, Калужской, Владимирской, Новгородской и Костромской области приняли решение о регистрации кооперации в форме автономной некоммерческой организации.

 

Предполагается, что создание кластера позволит в период с 2018 по 2022 год создать 2500 рабочих мест в сельском хозяйстве и легкой промышленности. Объем продукции из российского сырья составит более 8 млрд рублей в год, объем экспорта продукции глубокой переработки – порядка 5 млрд рублей в год, объем импортозамещения – более 1 млрд рублей в год. Помимо Ивановской области, обсуждается участие в кластере предприятий еще восеми регионов: Алтайского края, Брянской, Вологодской, Новгородской, Омской, Тверской, Смоленской и Ярославской областей.

СКОЛЬКО НУЖНО ЛЬНЯНЫХ КЛАСТЕРОВ?

 

Стратегия кластеризации льняного комплекса региона может быть реализована путем проецирования адаптированной кластерной модели на стратегические цели, особенности и проблемы развития регионов Нечерноземья. Обсуждаемое в Минпромторге РФ создание в льноводческих регионах России типовых кластеров по выращиванию и первичной переработке льна с одной стороны может снизить издержки на подготовку документации и облегчить выделение кластерам субсидий, с другой стороны унификация заставит кластеры конкурировать между собой, а не на международном рынке.

 

Очевидно, что два зарождающихся кластера «Тверской лен» и межрегионального Межотраслевого кластера по выращиванию и глубокой переработке лубяного сырья с центром в Иваново являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими. «Тверской лен» в большей степени ориентирован на техническую продукцию (второй и третий сегмент рынка), а Иваново – на производство тканей и изделий из них (первый сегмент рынка). Ряд предприятий приглашены к участию в оба кластера, что может содействовать оптимальному распределению сырья между предприятиями обоих кластеров. 

Это позволит обеспечить развитие территорий на которых они расположены и рост конкурентоспособности АПК Нечернозмья.

  

Быть или не быть льняным кластерам в Нечерноземье во многом зависит от государственных институтов поддержки, поскольку плачевное состояние отрасли не позволяет инициаторам кластерных проектов реализовать их за счет собственных средств.

Версия для печати
Авторы: Мария Парамонова


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»