Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Высокотехнологичный бизнес в регионах России: скорее есть, чем нет

РАНХиГС совместно с Ассоциацией инновационного развития регионов и группа Интерфакс представили доклад  о инновационном развитии малого бизнеса в регионах России.  Каким должен быть комплексный подход к инновациям, что надо сделать, чтобы региональную экосистему направить именно на это?  Мы публикуем выступление авторов этого  доклада, и дискуссию вокруг него, состоявшуюся на Гайдаровском форуме-2018.

 

Высокие технологии в России – надо хорошо поискать

 

Вера Баринова, заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС , один из авторов доклада:

- Мы уже несколько лет занимаемся исследованием хай-тек в России. Россия традиционно не входит в число лидеров по развитию высоких технологий. Но то, что в России высоких технологий не существует – это миф.

 

Мы каждый день сталкиваемся с высокими технологиями, которые произведены в российских регионах. Мы берем в руки iPhone со стеклом из России, заходим в mail.ru, Яндекс, лечимся российскими препаратами. Российский хай-тек - это и биохимические материалы, и машиностроение. Несмотря на то, что Россия не входит в число лидеров по высоким технологиям в общих мировых рейтингах, тем не менее, роль хай-тек в России велика.

 

Второй миф состоит в том, что даже если высокие технологии в России есть, то они якобы не играют большой роли и анализировать их не нужно. Это не так. Хай-тек в России - это более трети всех работников, более 30% ВВП, более 15% в экспорте. Хай-тек крайне важен для России сейчас в традиционных для России отраслях: добывающих технологиях, металлургии. Сегодня весь мир движется в сторону информационных технологий, внедряются роботы. Хай-тек может привести к потере рабочих мест. Однако, с другой стороны, высокотехнологичные отрасли создают и возможности для роста. Именно они могут стать новыми драйверами для российской экономики.

 

Допустим, мы хотим производить роботов. Для этого необходимо понять, какие условия созданы для их производства, где, в каких регионах, какие компании из этой сферы влияют на региональную экономику. Для этого мы разработали систему мониторинга, которая может быть полезной экспертам, инвесторам, губернаторам. Это аналитический инструмент, который показывает положение дел в высоких технологиях и позволяет отследить динамику, тенденции, составить прогноз и сформулировать выводы и политические рекомендации.

 

На развитие гармоничной экосистемы влияет комплексная оценка ресурсов, капитала, кадров, научного потенциала, институциональной среды, продукции, произведённой высокотехнологичными отраслями: что из неё экспортировалось, в каком объеме, сколько налогов собрано, сколько рабочих мест и новых стартапов создано.

 

 

Специалисты выбирают комфортную среду

 

Степан Земцов, старший научный сотрудник лаборатории исследований проблем предпринимательства РАНХиГС:

– Основной вызов, который стоит перед развитием высоких технологий в России – это нехватка кадров. Неоднократно заявлялось, что если бы основатель Google Дмитрий Бринн и сотрудники других высокотехнологичных компаний не уехали из России, то у нас ВВП вырос бы примерно на такой же объем, как сейчас наш сырьевой сектор. И всё равно кадры продолжают покидать нашу страну.

 

Сейчас, по нашим оценкам, в России в высокотехнологичном секторе занято 15 млн человек. Эта цифра постепенно уменьшается. Больше 20% всех подобных предприятий сосредоточены (и никого не удивит это) в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге. Как же привлечь специалиста в другие регионы? Мы провели опрос высокотехнологичных компаний. Факторы развития нас очень удивили. Комфортность бизнеса упоминается, как один из важнейших факторов. Творческие профессионалы или так называемый креативный класс, выбирает места, где могут реализовать себя, где высокие доходы, интересная работа и благоприятный климат.

 

Привлекательность южных регионов выше. Мы видим, что более привлекательной выглядит юго-западная часть страны. Такие регионы, как Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область.

 

Что интересно, в мире подобный глобальный тренд произошел буквально за последнюю четверть века. Произошло кардинальное смещение активности на юг: если в 1995 году 50 % исследователей проживали в северных регионах, таких как Германия, Англия, Швеция и так далее, то сейчас только треть. Все сместилось субтропические регионы, такие как Калифорния, юг Франции. В России, в принципе, мы можем увидеть схожие тенденции. Те регионы, которые обладают более высокой привлекательностью – это регионы у которых есть комфортные климатические условия, возможность интересно жить и зарабатывать.

 

С 2008 года сменили место жительства более 7 миллионов высококвалифицированных специалистов России. Больше всего привлекли Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москва, Башкортостан и Татарстан. Очень важно здесь отметить, что были отдельные некрупные регионы, но с довольно эффективными программами привлечения кадров. Та же Белгородская область, где выдавали земельные участки, или Калужская область с проектом субсидирования ипотеки. В республике Татарстан строится арендное жилье. Томск реализует программы инновационного развития повышением комфортности проживания, привлечением, точнее – сохранением молодых специалистов.

 

Хочу особенно порадовать нестоличные регионы. Привлекательность Москвы в последние годы резко упала. Это связано с уменьшением разрыва между доходом и прожиточным минимумом. У регионов есть шанс. В 2016 году Москва еле-еле вошла в десятку лучших регионов по привлечению высококвалифицированных кадров.

Творческие профессионалы, чтобы реализовать свои идеи, создают стартапы. Для этого им необходима определенная среда. Стало очень популярным словосочетание «инновационная экосистема». Что такое инновационная система? Грубо говоря, это когда каждый человек знает четко все шаги, которые он должен пройти, чтобы получить конкурентный продукт на рынке.

 

Мы оценивали инвестиционные риски, доступ к финансированию, развитие инновационной, информационно-коммуникационной инфраструктуры. Чем лучше эти условия, тем выше число стартапов, точнее стартап-активность.

 

Более 40% всех стартапов с 2010 года созданы лишь в нескольких регионах. Это понятные лидеры: Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, а также Татарстан, Тюменская область и Краснодарский край. Татарстан, кстати, занимает первое место, и к тому же там разработана достаточно эффективная система госзакупок крупнейших компаний у малых и средних предпринимателей (МСП). В Тюменской области большое число стартапов объясняется реализуемыми инвестпроектами, в которых также МСП принимают активное участие. В Томской области довольно хорошие показатели, у неё высокая активность.

 

 

Ожившая экосистема инноваций в России объясняется развитием хай-тек площадок на базе университетов. Другими словами, если регион вкладывается в инфраструктуру и создает институциональные условия, то это имеет свои плоды и реализуется в стартап-активности.

 

Вот мы здесь попытались сравнить двух давних конкурентов по Поволжью: Татарстан и Самару. Условия по развитию инновационных технологий у них одинаковые.

 

Но у Татарстана четвертое место среди регионов России по концентрации ресурсов для развития, а у Самарской области – седьмое. В результате, по показателю вклада регионального хай-тека в экономику России разрыв составляет уже 10 мест. Татарстан – пятое место, Самарская область – пятнадцатое. В Самарской области есть определённые проблемы в развитии экспортного потенциала. Они отстают по экспорту хай-тек продукции. Кроме того у них довольно низкий показатель инфраструктуры по сравнению с республикой Татарстан.

 

Если мы посмотрим на другой хрестоматийный пример знаменитой сибирской конкуренции Томска и Новосибирска, то мы увидим что Томск отстает от Новосибирска. И это понятно, последний ведь гораздо больше. Новосибирск занимает 12-е место в России по ресурсам хай-тека, по капиталу, по кадрам, по научному потенциалу. Но посмотрим на результаты Томской области, и увидим, что картина прямо противоположная. Томская область – 10-е место, а Новосибирская – 23-е. С чем это связано? В Новосибирской области есть определенные проблемы с реализацией экспортного потенциала.

 

Мы попытались найти центр несырьевого роста экономики. Понятно, что в Москве концентрируется более 15% ресурсов для развития хай-тека и примерно 20% вклада в развитие и выпуск хай-тека. Московская область и Санкт-Петербург – также одни из крупнейших центров страны. А центры 2-го уровня - это в основном регионы с крупнейшими агломерациями. Это Татарстан, Тюменская область, Красноярский край, Пермский край, Башкортостан, Самарская, Новосибирская области.

 

Есть группа регионов, у которых пониженный потенциал. В ней сконцентрировано менее 2% ресурсов, но они дают средний по стране результат. Эти регионы интересны тем, что имея несопоставимо меньший ресурс, они дают несопоставимо больший результат. В нее входит Томская, Калининградская, Новогородская и Рязанская области. Нужно отметить, что много регио-нов, в которых есть ресурсы для развития технологий, есть масса технологий, о который мы даже не знаем.

 

 

Нужна промышленная карта регионов

 

Владимир Герасимов, исполнительный директор «Интерфакс»:

– Первый вопрос бизнеса – это кадры. Мы часто неудачно заходим в регион, потому что не находим кадров, 77% компаний заявляют, что кадры - это главная проблема бизнеса. Но кадры – вещь субъективная и хочется, чтобы для учета привлекательности регионов было больше таких субъективных факторов, которые лучше всего характеризуют уровень развития инновационного бизнеса.

 

Одним из элементов доклада является бренд региона, учет социальных сетей и СМИ, учитываются факторы упоминаемости и семантического анализа. Ведь инновации – это еще и то, о чем люди говорят, мечтают, пишут в социальных сетях или СМИ. Это взаимосвязанные вещи.

 

При анализе высоких технологий часто лидерами становятся компании, которые на первый взгляд не ассоциируются с хай-тек. Это и дорожное строительство, и ТЭК, и недвижимость и оптовая торговля. Анализ этих лидеров – очень важный элемент выяв-ления того, кто определяет портрет региона, а также ключевых отраслей.

 

Качественные показатели также связаны с учетом кредитоспособности. Хай-тек бизнес – высокона-дежный партнер, кредитное качество таких компаний очень высоко, независимо от роста выручки. В Москве к зоне наименьшего риска относятся 60% компаний IT, то есть они не имеют риска банкротства на горизонте 18 месяцев. В Татарстане этот процент составляет 45%.

 

Максим Шерейкин, генеральный директор Агентства по технологическому развитию:

– Невозможно тему технологий обсуждать, не касаясь технологий в разрезе. И чем мельче этот разрез, тем понятнее практическая цель этого доклада. Многие регионы РФ научились привлекать инвестиции, строят индустриальные парки, многие создали среду для развития инновационного бизнеса – создали технопарки. Но давайте посмотрим, сколько налогов они платят? Очень мало.

 

Мы предлагаем посмотреть на регион более детально, этого можно не делать в хорошие времена, но мне кажется, что дела у регионов будут постепенно ухудшаться.

 

Посмотреть на регион надо с точки зрения концентрации кластерных технологических компетенций, которые есть в РФ. Не смотреть на них, как на перечень отраслей или предприятий, а изучить те переделы, которые может сделать субъект РФ. Как таковой технологии производства роботов, например, нет. Есть производство приводов, софта и так далее.

 

В ближайшее время губернаторами и высшим руководством страны будет обсуждаться промышленная политика РФ, мы будем погружать туда идею промышленного картирования регионов. Чтобы регион мог понять, какой объем в деньгах, сырье у него на конкретные переделы. Результат каждой карты – это отдельный инвестиционный проект.

 

Понятно, что не у всех регионов есть такие ресурсы, поэтому наше агентство готово активно участвовать и сотрудничать с коллегами из регионов.

 

Иван Михайлович Бортник, Ассоциация инновационных регионов России:

– Нужно учитывать российские реалии, а не западные. Какая наукоемкость у нас во многих секторах? О каком подборе кадров идет речь в некоторых отраслях?

 

Главная задача – кадры. Инновационных менеджеров надо готовить с детства, сегодня этим занимается, например, компания Faberlic. Проекты можно регулировать без администрации. Коллеги, просьба смотреть за молодым поколением, оно новое и очень интересное.

 

Евгений Куценко , заведующий отделом кластерной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:

– Хочу отметить актуальность методологии, когда мы сравниваем сектора между регионами России. Но относительно других стран мы падаем.

 

Очень актуален не анализ статистических показателей, а оценка готовности регионов к будущему. Мы смотрим, как органы власти владеют технологической повесткой. Можно анализировать стратегические документы региона и понимать насколько они техноцентричны.

 

Следующее, что нам нравится – мы идем в сторону выявления торгуемых отраслей. Поликлиника может быть наукоемкой, но на рынок не выйдет.

 

Также нужно понимать специфику региона, не просто дать ему клеймо определенного места, а разобрать его по пластам. Еще интересно было бы сравнивать регионы с другими странами. Например, Москва может сравниться с целой страной и не самой плохой.

 

Авторы исследования намерены его продолжить, анализируя условия и результаты развития высоких технологий в регионах России.

Версия для печати
Авторы: Дмитрий Тонишев


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»