Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Бортеневская битва Территория умолчания русской истории

22 декабря 2017 года исполнилось 700 лет со дня Бортеневской битвы, в которой войска святого благоверного князя Михаила Тверского одержали первую за период монголо-татарского ига победу над врагом – отрядом хана Кавгадыя и дружинниками Юрия Московского. В селе Степурино Старицкого района Тверской области  у мемориала «Бортеневская битва» прошло скромное торжественное мероприятие, посвященное знаменательной дате. Что означала эта победа 700 лет назад и как уживается она в современной исторической науке с тезисом о собирании Москвой земель русских?

 

Немногочисленные участники мероприятия, в числе которых были краеведы, историки, школьники, жители Старицкого района, вспомнили о событиях семисотлетней давности. «И была битва великая и сеча злая, и помог Бог князю Михаилу Ярославичу Тверскому, и побежал князь великий Юрий Данилович Московский… А Кавгадый повел дружные свои стяги повреши и неволею сам побежал в станы» – это отрывок из «патриаршей летописи», высеченный на камне мемориала «Бортеневская битва». Цветы легли к поклонному кресту, здесь на памятном камне написано: «Это первая победа русичей над ордынской конницей…За эту победу князь Михаил был казнен в Орде, а благодарные потомки нарекли Михаила Святым».

 

– Михаил Тверской является для нас не просто государственным деятелем. Его жизнь – образец патриотизма, силы духа, верности ценностям православия, своему народу и Родине. Мы хотим, чтобы он стал примером высокой морали для юного поколения, жителей Верхневолжья, – опубликовали высказывание губернатора Тверской области Игоря Рудени подведомственные СМИ. Сам губернатор на торжествах не присутствовал, не видел, как два юных реконструктора пытались воспроизвести сражение своими скромными силами. Сейчас только энтузиастам важна эта страница истории, они ратуют за создание здесь туристического комплекса.

 

Мы находимся в плену официальной версии русской истории, созданной в начале XIX века Николаем Карамзиным и закрепленной «Кратким курсом истории ВКП (Б)» в первой половине 20-го столетия. Между тем, русская история была гораздо сложнее предложенной Романовыми и большевиками схемы. Могла ли она пойти по-другому? Попробуем разобраться на примере Твери.

 

Тверские князья получили ярлык на великое княжение раньше московских, их называли «рыцарями русского средневековья». Но судьба тверского княжеского дома была трагической.  Святой благоверный князь Михаил Тверской первым начал борьбу за освобождение Руси от ордынского ига. Он одержал первую победу над Ордой после почти ста лет поражений и унижений русского оружия. А потом, чтобы спасти свой народ, вместе с сыном добровольно отправился на казнь. К сожалению, важная юбилейная дата оказалась неудобной для потомков.

 

Русь как часть европейской истории

 

Михаил Тверской был убит в предгорьях Кавказа в 1318 году по наущению московского князя Юрия и хана Кавгадыя. Христиане забрали тело и повезли в Москву, куда он прибыл народным святым. Уже по дороге от мощей Михаила Тверского начали происходить многочисленные исцеления. Московский князь Юрий долго не хотел отдавать его тело, и только в 1320 году супруга святого Анна Кашинская хоронит его в тверском кремле в Спасо-Преображенском соборе.

 

Все события, связанные с именем святого князя Михаила из Твери, в культурологическом смысле есть инкарнация библейского сюжета борьбы Христа в иерусалимском храме с торговцами и фарисеями. Совершенно неслучайно многие обстоятельства жизни Михаила Тверского напоминают сюжеты из жизни Иисуса. Борьба Твери и Москвы имеет куда большее значение в мировой истории, чем борьба двух средневековых городов. Это была борьба духовной ипостаси и ростовщичества. Житие Михаила Тверского не укладывалось в официальную историю Московского царства, поэтому его постарались забыть.

 

 Память о Михаиле Тверском после забвения впервые начал возвращать писатель Дмитрий Балашов, написавший цикл исторических романов «Государи Московские». Большую работу проделало созданное в Твери общество «Святого благоверного князя Михаила Тверского» во главе с актером, заслуженным артистом России Георгием Пономаревым.

 

В 1935 году советская власть постановила взорвать Спасо-Преображенский собор. Тогда исчезли и мощи святого князя Михаила. Попытку найти их предпринял в 2010 году тверской историк Георгий Харитонов. Он организовал запрос от депутатов Государственной думы Владимира Васильева и Александра Тягунова в адрес Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге, куда, предположительно, попали мощи тверских святых после того, как были уничтожены храмы, где они покоились. Есть подозрение, что и мощи Михаила Тверского, и мощи Ефрема Новоторжского, и мощи Арсения Тверского находились в фондах этого музея, в советское время занимавшего здание Казанского собора на Невском проспекте. Музейные работники ответили формальной отпиской. Может быть, руководство региона должно настойчивее потребовать сведения о мощах великих тверских святых?

 

 

 

 

 

Ефрем и Аркадий Новоторжские. Тайна XI века

 

История Твери очень древняя и многоплановая. Впервые люди у впадения реки Тверцы в Волгу поселились около 10 тысяч лет назад, сразу после того как эта земля освободилась от ледника. По мере того как Валдайский ледник из-за потепления климата уходил на север и запад, за ним двигались и люди. Тверская земля как бы разделена между двумя древними народами: кривичами и вепсами. Кривичи – это балтийские славяне, вепсы – финно-угры.

 

Днем рождения Твери следует считать 1015 год, когда прибыли христианские пилигримы. Это было начало новой волны славянской колонизации земель финно-угорских язычников. В 1015 году в Киеве умер Великий князь Владимир Креститель Руси, правнук Рюрика. В это же время на Валдайской возвышенности таинственно гибнут его сыновья Борис и Глеб, первые христианские святые. В результате этих событий и возникают города Торжок и Тверь.

 

Тогдашний христианский мир находится под угрозой ужасного нашествия мусульман, которые захватили весь север Африки и властвовали уже много лет даже на Пиренейском полуострове. Реконкиста, освободительная борьба христианских народов Пиреней против мавританских захватчиков шла очень медленно и с переменным успехом.

 

В 1015 году в Торжке на границе новгородских земель появляется Ефрем Новоторжский, который по легенде был правой рукой христианского князя Бориса, и с ним – неизвестный отрок Аркадий Новоторжский. В Великом Новгороде в это время княжил Ярослав Мудрый из рода Рюриковичей. У меня создается впечатление, что именно он в этот момент средневековой истории являлся главным демиургом европейской политики.

 

Торжок был одним из небольших укреплений на востоке Новгородской республики. Здесь Ефрем и Аркадий начинают создавать странноприимный дом для лечения христианских пилигримов. Впоследствии на базе этого госпиталя возникнет первый на Руси православный Борисоглебский монастырь на реке Тверца. Для защиты устья Тверцы отроки, дети первых русских князей, строят детинец. Вокруг этого детинца и возникает Тверь. Именно Ефрем и Аркадий могут считаться родоначальниками Торжка и Твери.

 

Хотя есть некая тайна в летописях. В них много намеков, из которых можно сделать вывод, что Аркадий и Ефрем – не те, за кого себя выдавали. Мне сдается, что они и есть сыновья князя Владимира от византийской царевны, христианки Анны – Борис и Глеб (согласно общепринятой версии, братья были убиты по приказу Святополка Окаянного). Думаю, что этот «исторический детектив» организовал Ярослав Мудрый. Напомню, что его дочь тоже Анна стала королевой Франции, а ее сын (внук Ярослава Мудрого) стал организатором крестовых походов и рыцарского ордена госпитальеров. Деятельность рыцарских орденов спасла Европу от разгрома со стороны исламских армий, которые двигались с востока. И огромная роль в этом была на первом этапе у русских князей.

 

Спор о первородстве

 

«Первая» Тверь, на левом берегу реки Волги в устье реки Тверцы, вокруг «детинца отроков», возникла в 1015 году, а первое письменное упоминание о Москве относится к 1147 году. То есть Тверь более чем на 130 лет старше, но официально годом основания города считается 1135 год.  В 1238 году заволжская Тверь была уничтожена в результате нашествия хана Батыя. Уничтожен тогда был и Торжок. После монгольского нашествия Тверь некоторое время находилась в запустении: детинец разрушен, город опустошен, на месте Отроч монастыря рос лес.

 

Тверь на новом месте вновь стал отстраивать отец Михаила Тверского – князь Ярослав Ярославович. Это было в 1252 году. Новая крепость была теперь заложена на правом берегу Волги, близ устья Тьмаки в соответствии с изменившимися геополитическими реалиями. Русь теперь частично управлялась с востока, была частью империи Чингизидов. А Тверь оказалась пограничьем с Новгородской республикой, которая оставалась частью христианской Европы.

 

Православие – религия любви к человеку, самопожертвования ради людей… «Нет блаженнее, чем если кто положит жизнь свою за други свои», – так сказал Сам Христос, а Михаил Тверской осуществил этот завет. Сегодняшнее православие в московском изводе – это поклонение не Духу, не Христу, а выстроенной людьми властной системе. Так что Михаил Тверской – это олицетворение и другого пути развития православия, идя по которому Россия могла бы избежать многих драматических моментов, таких как Великий раскол XVII века или Октябрьская революция 1917 года.

 

 

Тверская правда и московская хитрость

 

 

Через 12 лет после начала ига родился Михаил Тверской. Это произошло в 1271 году. После 1304 года, смерти великого князя Андрея Александровича, среди Рюриковичей по лествичному праву претендентом на престол стал Михаил Тверской. Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) – древний обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всего русского мира. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Княжили в таком порядке: старший брат – младшие братья по порядку – сыновья старшего брата (по старшинству) – сыновья следующих братьев (по старшинству) и т.д… По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Порядок этот помогал сохранять единство страны.

 

Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (были изгоями). Многие из них становились монахами или странствующими христианскими рыцарями. Мы говорили о Борисе и Глебе, сыновьях от последней, христианской жены князя Владимира Анны Византийской. Около 987–989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб – Муром. Но они по факту не могли претендовать на престол. Поэтому они, судя по всему, после смерти отца сменили имена и стали пилигримами. 

 

Михаил Тверской после 1304 года был среди рода Рюрика единственным законным великим князем Всея Руси. Но его права стал оспаривать внучатый племянник, Георгий Данилович (Юрий Московский). Престолонаследники были вынуждены получать ярлык на княжение в Орде, где ханы не очень хотели разбираться в юридических тонкостях престолонаследия. Это давало шанс самозванцам.

 

Тем не менее в 1305 году Михаил вернулся из Орды с ярлыком на правление и занял престол великого князя Всея Руси. Но противостояние с Юрием Московским продолжалось.

 

В начале 1313 года власть в Орде поменялась, и ханом стал молодой монгол по имени Узбек. По своим религиозным убеждениям Узбек был мусульманином и активно насаждал новую веру на русских землях. Постоянно находясь возле молодого хана, Юрий Московский добился полного его доверия и даже взял в жены сестру хана Кончаку, которой после крещения было дано имя Агафья. Породнившись с Узбеком, московский князь, в нарушение древнего завета Рюриковичей, получил от хана великокняжеский ярлык. Так обрушилось древнее русское право, и русская история стала на путь фальши и симуляции.

 

Победа в честном бою и мученическая гибель Михаила Тверского

 

Началось новое вторжение монголо-татарского вой-ска. Вместе с Юрием Московским идти на Русь должны были послы хана во главе с Кавгадыем, который входил в круг самых доверенных лиц повелителя Орды. Узнав про это, Михаил Тверской с кротостью отказался от великого княжения и вернулся в родное Тверское княжество. Однако Юрий Московский не успокоился. Собрав большое войско, он вместе с монголами двинулся на Тверь.  Опустошив тверские земли по правую сторону Волги, он планировал вторжение на заволжскую территорию.

 

Битва произошла в декабре 1317 года у села Бортенево. Ордынские тумены и армия «самозванца» Юрия Московского претерпели поражение и обратились в бегство. Юрий Московский отступил сначала в Торжок, а оттуда бежал в Великий Новгород. Его жена Агафья-Кончака, его брат Борис и множество других москвичей были взяты в плен. Однако Агафья, которая была на положении знатной пленницы, в Твери неожиданно скончалась. Поползли слухи о том, что ее отравили. Юрий Московский поскакал в Орду, и ему удалось убедить хана в насильственной смерти его сестры. Узбек был в ярости. Тогда Михаил Тверской сам отправился к хану Узбеку. 22 ноября 1318 года, после неправедного суда, Михаил Тверской был убит. Собственно, вот и все события, которые повернули весь ход русской истории.

 

Через год тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского, прямо в Орде убивает Юрия Московского, за что его казнили. Московский престол занял Иван Калита. Ордынцы присылают в Тверь свой карательный отряд и начинают сами собирать с тверитян дань (в других княжествах это делали собственные русские князья).

 

 

Тверь – это душа, Москва – это кошелек

 

В 1339 году Московский князь Иван Калита приказал снять вечевой колокол с тверского собора святого Спаса и отправить его в Москву. Уже в наше время первый мэр Москвы Гавриил Попов обещал вернуть колокол, но пока этого не случилось.

 

Во время становления Московского царства, переродившегося позже в Российскую империю, Тверь разорял и Иван III (в 1485 году последний тверской князь Михаил Борисович вынужден был бежать в Литву), и Иван IV (Грозный). Опричники царя-изверга убили митрополита Филиппа именно в Отроч монастыре в Твери. Он отказался благословить поход царя на русские города Новгород и Псков.

 

Тверь в Средневековье – это восточная цитадель русской демократии. Москва всегда ревновала Тверь, где был центр северной христианской духовности, «Русская Фиваида». Множество отшельников всегда селились в окрестностях Твери и Торжка вдоль рек Тьмы и Тверцы. После крушения Византии сюда пришли исихасты, которые создали религиозную «республику» заволжских старцев-нестяжателей. Они много десятилетий были совестью русской нации, которые не боялись говорить правду даже царям. А Москва строилась на деньгах.

 

Прибыль от торговли на «Великом Шелковом Пути», который пролегал через контролируемые монголами земли, лежала в основе процветания Венеции и Генуи. Была она причиной и возвышения Москвы. С 1307 года по 1340 год Москва неожиданно из захудалого удела превращается в великое княжество. С 1325 года Москва становится местом постоянного пребывания православного митрополита Всея Руси. Архитекторами «московского чуда» были два человека: митрополит Всея Руси Петр и князь Иоанн Данилович Калита.

 

Тверь – это душа, Москва – это кошелек. Тверь с ее аурой благородных родов и христиан-нестяжателей не вписывалась в эту новую капиталистическую жизнь.

 

Кто переписывает историю?

 

Сегодня много говорят о стремлении переписать героическую историю Великой отечественной войны. Но разве более древняя история Святого благоверного князя Михаила Тверского не заслуживает уважения и сохранения? Очевидно нет, поскольку она смущает тех, кто в Твери или, например, в Клину, ныне райцентре Московской области, а в иные времена городе Тверского княжества, боится прогневать столицу воспоминанием о ее пути к этому статусу.

 

Власти Клина, отметившего в этом году свое 700-летие, решили поставить памятник, объединяющий изображения всех выдающихся людей, чьи судьбы связаны с этим городом. Известнейший из них – великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, музей-усадьба которого является главной городской достопримечательностью. Но на конкурсе победил проект памятника «Бронзовый щит», отводящий центральное место не гению музыки, а весьма спорной фигуре московского князя Юрия Даниловича, с именем которого и связано первое летописное упоминание о Клине, относящееся к 1317 году. Клин возник в летописи, поскольку Юрий захватил этот город как вражеский, и власти воздают дань не основателю, а завоевателю Клина, клеветнику и интригану, погубившему Михаила Тверского.

 

Узнавшие о создании такого памятника тверитяне обижены, а члены существующего в регионе свыше 20 лет Общества Михаила Тверского поражены тем, что монументальная затея совпала с 700-летием Бортеневской битвы, в которой русские воины за 63 года до победы на Куликовом поле обратили в бегство своих поработителей и Юрия Московского, спрятавшегося за их спинами. 

 

Похоже, история повторяется, а значит, ничему не учит. Жители Твери с кротостью отнеслись к решению областных властей, во главе которых  давно уже не бывало тверитян, отказаться от сколь-нибудь торжественного празднования юбилея Бортеневской битвы и подождать 2018 года, когда исполнится 700 лет со дня мученической кончины святого благоверного князя Михаила Ярославича. Конечно, как-то неловко  напоминать венценосным соседям о том, что это их войско находилось тогда в союзе с ордынцами. И получили такой ассиметричный ответ. И снова в Твери кротко и смиренно отказываются поверить в реальность переписывания истории, происходящего на наших глазах. Все списывают на историческое невежество. Так кто же защитит историю древней Твери и честь святого благоверного князя, если его земляки отдают ее на заклание невеждам и конъюктурщикам?  

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»