Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Призвание зодчего и плотность застройки. На выставке АРХ Москва-2017 искали компромисс

АРХ МОСКВА в ЦДХ на Крымском валуРоссия обладает огромными пространствами, и тем большее недоумение вызывает переуплотненность городов, безликие спальные районы, хаотичность точечной застройки. В мировой архитектуре преобладает тренд на гармонию с окружающим ландшафтом, создание качественной среды для продолжительной и здоровой жизни. Призвание зодчего – «одухотворить материальный мир, который создает для себя человечество». Эта мысль известного советского архитектора Феликса Новикова, 90-летие которого отмечается в этом году, стала лейтмотивом XXII Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва NEXT!, проходившей в российской столице с 24 по 28 мая 2017 года.

 

Девиз ключевого проекта выставки – «Архитектура – драйвер девелопмента» также провозглашает верховенство одухотворенного, культурного начала над миром недвижимости. Может показаться, что архитекторы оторваны от жизни, в которой «хрущевские» пятиэтажки с плотностью застройки 5-6 тыс. кв.м. на гектар вот-вот будут заменены столь же типовыми, но гораздо более плотными кварталами (20-25 тыс.кв.м./га) монолитных и панельных домов. Но нет, зодчие и урбанисты пытаются недвусмысленно артикулировать мысль о том, что покупатель, в условиях снижения спроса, выбирает жилье с индивидуальным архитектурным обликом в кварталах с собственной инфраструктурой.

 

МОСКВУ МОЖНО ТОЛЬКО УКРАСИТЬ

В этом году Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва NEXT! собрала в стенах Центрального дома художников 270 участников из 13 стран мира: России, Турции, Италии, Германии, Швеции, Франции и других. Выставку посетило более 20 000 человек. Павильон, где проходили мероприятия программы, был полон посетителей, проявляющих интерес и к лекторию Москомархитектуры и к макетам зданий, представленным девелоперами.

 

Лекторий Москомархитектуры с Бартом ГолдхорномПожалуй, никто не обошел вниманием конструкцию, напоминающую медный радиатор со светящимся красным кубом в середине, расположенную возле зала, в котором проходило обсуждение архитектуры как драйвера девелопмента . Этот макет жилого комплекса представляла компания Gorn Development в лице генерального директора Максима Блажко. Куратор выставки, известный голландский архитектор, критик, издатель Барт Голдхоорн сразу, но деликатно обозначил главную проблему:

- Мне кажется, это очень интересная архитектура и, как я понимаю, неслучайно применен такой градостроительный прием, поскольку это место далеко от всего (прим. комплекс строится неподалеку от площади Гагарина). Надо сказать, что такая вещь не должна появляться случайно. По-хорошему, должна быть концепция развития города, генплан. В Амстердаме, например, никто не строит, если это не соответствует плану развития, если городская дума не считает, что в том или ином месте должна быть высокая комбинация. Не знаю, как это здесь происходило. Я считаю, что такие отдельные элементы могут очень оживить город. Мы не говорим сейчас про Санкт-Петербург, где есть большой центр в одном стиле и такая высокая комбинация неуместна. Москва очень хаотично застроена и этот дом с его прекрасной архитектурой может город только украсить.

 

Действительно, как архитекторам работать, если девелопер требует повышения плотности застройки не только до 25, но и до 50, а то и 100 тыс. кв.м. на гектар? Здесь мысль архитектора выразилась в пространственной интервенции, которая привлекает поднятым на высоту общественным комплексом помещений, откуда открывается вид на город. Попытка интегрировать общественные пространства в жилую застройку не в стилобатных конструкциях, а на других уровнях – правильное решение. А вопросы о том, считает ли городская дума, что здесь уместна высокая комбинация и можно ли еще испортить архитектурный облик столицы были скорее риторическими, ведь в Москве уже есть квартал Москва-Сити и он расположен не «далеко от всего», как, например, Ла-Дефанс в Париже.

Москва застроена хаотично - Барт Голдхоорн 

НОВАЯ АГОРА РАЙОННОГО МАСШТАБА

Пожалуй, наиболее обсуждаемым событием форума стала презентация проекта реновации кинотеатров, представленная компанией ADG Group. В 2014 году город продал 39 кинотеатров в районах жилой застройки этой компании на торгах за 10,3 млрд.руб. Многие думали, что компания немного модернизирует эти полузаброшенные здания, поштучно продаст и заработает. Но ADG Group собирается развивать эти, как она их называет Центры районного масштаба, реконструирует их по пути создания отдельных архитектурных решений для каждого кинотеатра. Об этом рассказал Сергей Крючков, главный архитектор компании.

Сергей Крючков, проект реновации кинотеатров- Мы пошли по пути создания «новой агоры» - крытой городской площади или гостиной, которая отвечает на запрос жителей о качественном общественном пространстве. Москва гиперцентрализована и очень сильно недооснащена такими зонами культурного притяжения на периферии. Мы заполняем эту нишу…Эти старые советские кинотеатры были построены как типовые. Но сейчас вокруг них совершенно разная застройка и нет никакого смысла в том, чтобы их слегка отремонтировать и снова использовать. Попытки такого мягкого adaptive reuse известны, но приводили они к тому, что кинотеатр закрывался и в нем начинал работать рынок или клуб сомнительной направленности. Это причина, по которой город решил продать здания под проект, который уже был оформлен так, чтобы возникло качественное общественное пространство. Спроектированные новые объекты отличаются друг от друга, но есть и определенная общность между ними, это было сделано потому, что мы применили особую методику проектирования. Поскольку мы имеем дело с сетью объектов, которую нужно спроектировать одновременно и строить с небольшим временным лагом, challenge был в основном в том, чтобы 39 отдельных уникальных объектов сделать с высоким качеством. Был проведен международный конкурс концепций, который выиграла Аманда Левит из Лондона.


Но дальше мы не пошли по традиционному для Москвы пути, когда берется концепция иностранного архитектора и адаптируется к нашим нормам и вкусам чиновников. Мы знаем, что это заведомо проигрышный путь. На базе концепции бюро Аманды Левит разработан дизайн-код, каталог стандартных архитектурных решений, который был в качестве конструктора выдан российским архитекторам-проектировщикам – эти объекты были разыграны на местных тендерах и попали в разработку по несколько штук 11 российским проектным бюро, которые, пользуясь набором стандартных решений, разработали индивидуальные проекты. Помимо качества следствием такого метода явилась бюджетная экономия, потому что довольно крупные части повторяются во всех объектах – входная группа, витраж, собранный из типовых элементов – когда мы одновременно реализуем все объекты, у нас получается экономия на масштабе от поставок оптом.


В зависимости от местоположения и архитектурного окружения, геометрии здания и социальных задач каждый объект получает свой уникальный архитектурный облик в рамках единого дизайн-кода. Все архитектурные бюро, участвующие в проекте, принимают это условие. Мы же не считаем, что стеснена наша свобода самовыражения от того, что мы пользуемся одинаковыми буквами и даже одни и те же слова можно сложить в разные фразы, поэтому ни один из российских архитекторов проекта никакого дискомфорта не испытывает. Консенсус среди профессионалов состоит в том, что это нормальный метод, это ограничение, но ограничения есть всегда – географические характеристики участка, градостроительный контекст – просто это одно из правил игры.


Все эти объекты призваны поддержать «дух места», но они принадлежат к одному семейству и обладают объединяющими сетевыми характеристиками. Это не значит, что от прежних кинотеатров не останется ничего. В каждом кинотеатре мы стараемся найти ценные элементы, которые можем сохранить и интегрировать в дизайн, интерьер, ландшафт территории. Мы привлекли экспертов для выявления заслуживающих сохранения произведений монументального искусства, элементов декора, таких как мозаики, скульптуры, рельефы на камне. Безусловно, само понятие «память места» имеет большое значение в нашем проекте. Вывески мы не можем сохранить физически, они состоят из жести и неоновых трубок и непригодны к использованию. Но мы сделали 3D-сканирование этих аутентичных объектов и у нас есть возможность их воспроизвести из современных материалов. Графику этих надписей мы планируем использовать. Воспроизводить аутентичную вывеску на фасаде или нет - мы сейчас обсуждаем с Москомархитектурой, в этом вопросе точка еще не поставлена.

 

В зданиях после реновации появятся современные многозальные кинотеатры и продуктовые супермаркеты, рестораны и кафе, детские развивающие центры и многофункциональные пространства. Это прекрасно и такая практика может быть с интересом воспринята в регионах России. Однако, реконструкция - это работа с наследием, даже если здание не является объектом историко-культурного наследия. Радикальная интервенция архитектора в облик старого здания, циничная облицовка старого здания новыми материалами может вызывать вопросы. Многим импонирует эпоха советской архитектуры, связь с историей нашей страны. Но в реальности во многих реконструированных кинотеатрах по всей стране в лучшем случае открывался рынок или магазин, а как культурные объекты они умирали. Выбор города – стены или функции. В Москве предпочли, чтобы центром притяжения района было многофункциональное общественное место, «новая Агора», а не рынок или ночной клуб. Выбор был сделан в пользу функции и нового архитектурного облика. Исключение составил только кинотеатр «Родина», являющийся объектом культурного наследия и реконструирующийся с научной реставрацией.

На выставке АРХ Москва 2017 

ШКОЛА – ДУША КВАРТАЛА

К социальным объектам требования по архитектуре даже выше, чем к жилым домам, ведь в школе, например, должна быть создана современная образовательная среда, условия для физического развития и общения. О том, как удалось соединить красивую архитектуру, требования к девелопера и нормативные ограничения в ходе реализации проекта Хорошевской гимназии, которая открыта 1 сентября 2017 года, рассказала Юлия Солдатенкова, главный архитектор бюро "А-ПРОЕКТ".

- Этот объект стал логичным продолжением детского сада с начальной школой в 82-м квартале по заказу частного инвестора. На этом экспериментальном объекте мы с самого начала очень тесно взаимодействовали с заказчиком – командой педагогов и психологов. Сад функционирует с 2013 года, и мы на протяжении этих лет находимся в контакте с педагогами, которые нам дают обратную связь – что в этом здании сделано правильно, что нет. Мы видим, как здание живет, эволюционирует в зависимости от того, как меняются потребности детей и преподавателей. Первые выпускники вышли в этом году и их родители попросили продолжения. «Хорошкола» находится в соседнем квартале и продолжает преемственность прогимназии. Мы работали в первую очередь с педагогами: чтобы сделать качественное здание очень важно архитектору работать не одному, а с командой заказчика, понимающего, какой процесс будет в этом здании происходить. Внутренняя структура здания родилась из ограничений. Нам нужно было ответить на вопрос, какие навыки мы хотим воспитывать у наших детей в будущем. И такими навыками оказались: базовые знания, эмоциональный интеллект – умение общаться, понимать других людей, выражать собственные эмоции, и третье – интенсивность желания жить, получение энергии - это дают занятия спортом. Для того, чтобы эти навыки реализовать были созданы общественные пространства: атриум, рекреации, театры - они едва ли не важнее классов. Для физической активности есть бассейн, зал единоборств, зал хореографии.


Проект Хорошевская гимназияНи для кого не секрет, что в России есть жесткая нормативная база, которую надо уметь трактовать. Наше здание имеет четыре этажа надземных – это максимальная разрешенная этажность для школ, и один подземный. Преподавательские, учительские были размещены в минус первом этаже, который очень хорошо освещен, там много солнца, широкие витражи. Нам нужно было ориентировать классные помещения на юг и восток, а на оставшиеся запад и север – обширные блоки со спортзалами, театрами, инженерными лабораториями. Сейчас здание, его площадь 22 000 кв.м., строится, и уже видно: мы получили то, что задумывали, используя множество инновационных решений. Здесь много света, в атриуме мы поставили лестницу с длинными, 16-метровыми пролетами из французского бетона Ductal – в других российских проектах он еще не применялся. Это позволило уменьшить высоту косоура почти в три раза, по сравнению с металлической лестницей. Школа прозрачная, если вы будете стоять в одной точке холла, то вы будете видеть три стороны горизонта через витражи, а также парк, который находится вокруг. Фасады, на мой взгляд, тоже получились. Они выполнены из фибробетонных панелей, которые мы разрабатывали сами и производили на заводах нашей компании.


Предполагается, что здание станет душой квартала, оно будет открыто до 10 часов вечера и в выходные дни. Там будет работать детская спортивная школа, музыкальная школа, что позволяет родителям ребенка не забирать его после уроков. Он сможет посещать кружки, секции, студии, фехтование, живопись. В здании планировочно выделены те части, которые можно открыть. В спортивный клуб вход отдельный, система доступа очень серьезная и безопасность продумана. Заказчик изначально ставил задачу именно так. Школа частная, платная, позиция заказчика такова: мы ставим цель не получать прибыль, а окупать затраты на содержание объектов. Так же и детский сад – он работает без прибыли, но очень популярен.

Юлия Солдатенкова о проекте Хорошкола 

Очевидно, что эта школа - супердорогое в строительстве здание. Чем руководствовался девелопер, принимая решение о строительстве по такому проекту? На сегодняшнем рынке для девелопера мотивацией служит внимание потребителя – создание социальной инфраструктуры позволяет победить в конкурентной борьбе.

Версия для печати
Авторы: Мария ПАРАМОНОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»