Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Чипы преткновения

В России могут резко подорожать шубы

 Будут ли покупатели шуб так же счастливы в новом сезоне?

10 марта в Москве состоялся форум, вызвавший большой интерес среди всех, кто так или иначе связан с меховым бизнесом. За неброским названием «Форум по маркировке меховых изделий» таилась настоящая революция в мире шуб. Вполне возможно, к будущему сезону они существенно подорожают, а многие из присутствующих в зале бизнесменов будут вынуждены сменить профиль деятельности.

 

ДВА ФОРУМА С АНШЛАГОМ

Московский форум в отеле «Корстон» был уже вторым. Первый прошел 1 марта в Пятигорске, при полном аншлаге: в зал, где он проходил, не смогли поместиться все желающие, люди стояли на улице, чтобы понять, что ждет их налаженный промысел.

В Москву приехали около 600 участников из 30 регионов России плюс меховщики из Казахстана и Греции. Собственно, это почти все крупные и средние игроки рынка, которые стараются работать «вбелую».

В одной только Тверской области работают шесть зверохозяйств по выращиванию пушного зверя и «Новоторжская ярмарка «За шубой!», известная по всей России, которая сейчас объединяет ряд местных предприятий в полный цикл – от звероводства до пошива и продажи изделий. Плохо, если этот налаженный бизнес вдруг прекратит свое существование. Или будет вынужден «уйти в тень».

 

ЧИПЫ ПРИДЕЛАЮТ КО ВСЕЙ ОДЕЖДЕ

Владимир Бозов, директор Ассоциации звероводов России, озадачен

Итак, что же произошло в этом древнем и довольно простом деле – обеспечении россиян теплыми шубами?

С 1 апреля 2016 года в каждую шубу, дубленку, меховую жилетку и т.д. должны быть вшиты «чипы». В подкладку зашивается ярлычок с RFDI-меткой, на которой записаны параметров тридцать данной вещи, в том числе закупочная цена, а при продаже – цена, по которой вещь была продана. Чипы эти будет изготавливать пермская фабрика «Госзнак», все, кто выпускает и продает даже одну шубу в год, должны будут закупать эти чипы, и либо сами наносить на них информацию об изделии (для чего надо приобрести дорогостоящее оборудование), либо отсылать эту информацию на «Госзнак», и потом приделывать к шубам уже готовые чипы с нанесенными данными. На то, чтобы приноровиться к новым правилам, бизнесу дается полгода. А с 1 октября 2016-го, если у кого обнаружат предлагаемые к продаже шубы без чипов, эти шубы изымут и уничтожат (как сейчас уничтожают европейские сыры). Продавцам же будет грозить уголовная ответственность до 6 лет.

Оборудование для чипирования стоит около 400 тысяч рублей. Мало того, что его нужно приобрести, предприятию понадобится отдельный специалист, который будет на нем работать. Помимо этого каждый участник «шубного» бизнеса РФ должен вступить в обязательном порядке в Российский пушно-меховой союз (он, кстати, является одним из инициаторов проекта. – Прим. ред.). Это повлечет необходимость отчислений в пользу организации.

Вероника Никишина, министр по торговле Евразийского союза, рассказала собравшимся, что нововведение это возникло в рамках создания общих правил в рамках союза. И в разной степени готовности, но на пути к запуску подобного проекта находятся Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов заявил, что основной целью введения чипирования является «защита граждан от некачественной и контрафактной продукции». По его словам, в меховой отрасли самая низкая собираемость налоговых и таможенных платежей – около 16%. Сравнительно небольшое количество игроков облегчает осуществление контроля над внедрением чипирования. После шуб чипы обяжут приделывать ко всей остальной одежде и обуви, кроме, может быть, трусов и носков.

Чипирование – чисто отечественная выдумка, больше нигде в мире (кроме упомянутых стран Евразийского союза) до этого не додумались. Типа системы «Платон», только для верхней одежды.

 

ГРЯДУЩИЕ ОПАСНОСТИ: ЛИЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Судя по всему, государство, столкнувшись с падением цен на нефть, решило-таки поискать «новую нефть» в карманах граждан. Теперь любой гражданин – от сознательности или, наоборот, от зависти – сможет подрубить на корню налаженный меховой бизнес. Данные о каждой шубе будут храниться в «облаке». Доступ к ним в теории должны иметь только фискальные органы, а по факту – это тот, кто захочет иметь к ним доступ. Не говоря о том, что заполнение данных о каждой шубе – невероятно трудоемкое дело, которое потребует у предпринимателей расширения штатов. Каждая ошибка сотрудника в этом деле может стоить бизнесмену свободы – сотрудники налоговой службы это подтвердили.

Если честно, я сидела на форуме в шоке. Мне показалось, что осуществляется откровенная схема, дурно пахнущая коррупцией. В президиуме находились министр по торговле Евразийского союза, замминистра промышленности и торговли, замначальника Федеральной налоговой службы, начальник комитета таможенного контроля, некий пожилой общественный деятель, представляющий союз меховщиков. И какой-то не проронивший ни слова восточный человек, по виду – самый главный из них. На табличке было написано «Исаев Вугар Мирзаханович». Слегка погуглив, я узнала, что это владелец «Снежной королевы». Почему он был в президиуме? У меня, конечно, догадки есть. Сидевшие рядом со мной меховщики не стеснялись в эпитетах, описывая его роль в принятии нового закона.

Люди, присутствовавшие в зале, это те, кто старается работать вбелую, у всех разные нюансы, с помощью которых они заняли свое место на рынке: кто-то разводит пушного зверя, отправляет шкурки в Китай и получает оттуда готовые изделия, кто-то шьет маленькие партии эксклюзивных нарядов, кто-то обменивает старые шубы на новые и, приведя в порядок, продает эти старые шубы. Собственно, всем им сейчас отбивают руки. Это при том, что одновременно с общим падением доходов населения, падением спроса на шубы еще и упала цена на меха на мировых аукционах. И скопившиеся у многих прошлогодичные остатки теперь приходится продавать дешевле, чем эти шубы покупались.

Теперь эти не реализованные в сезон шубы надо будет как-то «легализовать», уплатив дополнительно порядка 30% налогов.

Многие продавцы шуб, да и вообще продавцы одежды думают уходить из бизнеса. Так что немудрено опять вернуться в советские времена дефицита. Кто там хотел Сталина? Ваша шуба сама напишет на вас донос – во всяком случае, сумма, которую вы за нее выложили, теперь будет известна тем, кто пожелает этим заинтересоваться.

А ряд заинтересованных московских фирм, пролоббировавших этот закон, как-то уверены, что уж они-то сумеют его обойти....

 

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ – ПОЧТИ НУЛЕВОЙ

Руководители федеральных ведомств признают, что не совсем готовы к началу эксперимента

Пока проект пилотный, к нему абсолютно не готовы ни фискальные органы, ни сами субъекты рынка. Директор «Новоторжской ярмарки» Наталья Серова, взяв слово в прениях, призывала: «Дайте нам время нормально проработать этот закон и подготовиться! Пока мы умозрительно рассуждаем, документа нет. Должно быть реальное обсуждение этого закона всеми участниками рынка. Для этого нужно время». Зал рукоплескал.

Сейчас нормальные законопослушные бизнесмены окажутся в ситуации, когда они не смогут конкурировать с торговцами на рынке.

– Каким образом в Россию попадают контрафактные шубы? Может быть, надо начать с таможни? – раздавались выкрики из зала. Но начальник главного управления таможенного контроля Валерий Селезнев их как-бы не слышал. Он лишь успокаивал собравшихся: мол, у нас нет задачи выжечь ваш бизнес напалмом. Предприниматели не очень верили и продолжали бушевать. Собственно, по уровню эмоций собрание напоминало митинг дальнобойщиков.

В Пятигорске, по рассказам очевидцев, накал страстей был еще жестче. Пошив изделий из овчины там промысел, которым занимаются со стародавних времен. И с кавказской спецификой: устные договоренности ценятся больше бумаг, а такие слова, как RFDI-метка, многие просто не в силах выговорить.

Очень много вопросов поступало про неготовность электронной системы к работе, про общую непродуманность закона. Ответ был один: «Пять государств договорились, изменить ничего невозможно, сидите и помалкивайте».

Скажу честно, если бы я слушала этого товарища из Минпромторга, начальников из ФНС и ФТС просто как журналист, а не в окружении разъяренных меховщиков – я бы подумала, что принимается что-то непонятно зачем, но безвредное. Однако я сидела в зале в окружении людей, которые вдруг внезапно почувствовали, что их налаженный бизнес вот-вот рухнет. И вели себя почти так же решительно, как дальнобойщики, – только фур у них не было.

Предприниматели, слушая чиновников, тихо бормотали: «Они совсем оторваны от жизни, это либо глупость, либо преступление».

Кстати, о социальной стабильности. В Белоруссии (стране, где все, как известно, слушаются батьку Лукашенко) эксперимент по чипированию верхней одежды уже запущен. И там начались массовые акции протеста предпринимателей, торгующих одеждой. В Бресте они даже объявили бессрочную забастовку, которая продолжается уже второй месяц. Опустели рынки и торговые центры во всей стране. 14 марта в Минске прошел марш предпринимателей, которые добиваются отмены новых правил Таможенного союза, из-за которых стало просто невозможно работать…

 

«МОЖЕТ БЫТЬ, ЛУЧШЕ НАЧАТЬ С ТАМОЖНИ?»

Заместитель председателя петербургского отделения «ОПОРЫ России» Андрей Горюнов:

– Сейчас на 90% серым импортом как раз-таки занимается крупный бизнес: отшивает шубы в Китае и дубленки в Турции десятками тысяч изделий. Закон, конечно, остановит ставший не нужным теперь серый импорт, но, распространив действие на производство в России, уничтожит небольшие меховые ателье, которые, кстати, давно закупают сырье и шьют шубы в России. Административные и финансовые издержки (для кодирования товара необходимо вступить в ассоциацию GS1 RUS и ежегодно платить за это) будут для предпринимателей обременительны. Российский рынок меховых изделий окончательно поделит крупный бизнес.

Конфликт интересов малого и крупного бизнеса пока никто не отменял. Явно видна спешка и необдуманность проекта. Почему уже сейчас на сайте ФНС прописаны все требования и действия предпринимателя для маркировки и при этом висит ссылка на постановление правительства без номера и даты? Знаю, что уже начался поток вступающих в ассоциацию GS1 RUS, а на каком основании? Много вопросов и к ФАС. Что за термин «легальность производства», если лицензирование его отсутствует? Какие реально преследуются цели в маркировке? Если это борьба с контрафактом, то она регулируется уже давно. Если с серой растаможкой, то еще вопрос, кто ее проводит — импортер или ФТС? Все товары, которые импортируются в Россию, не промаркируешь, а перекладывать эту проблему на бизнес явно несправедливо. Некоторые ссылаются на опыт ЕГАИС, однако он оказался печальным для малого бизнеса. Простой пример: изначально не планировалось применять систему для малых пивоварен, но, как оказалось, применили. А теперь готовятся поправки в ФЗ, которые избавят пивоварни, производящие менее 300 тыс. дал пива, сидра или медовухи в год, от необходимости подключаться к системе. Уже не в первый раз интересы малого бизнеса учитывают по остаточному принципу и откладывают на потом, хотя раз за разом жизнь учит обратному.

 

«ШУБЫ ПОДОРОЖАЮТ НА 30-40 ТЫС. РУБЛЕЙ»

Роман Горохов, исполнительный директор ООО «Меха Сибири»

– В первую очередь чипирование ударит по тем предпринимателям, кто ввозит шубы в Россию из-за границы. Крупные поставщики сейчас в панике, ввозить товар станет сложнее. Соответственно, это ударит и по покупателю:  цены поднимутся минимум на 30-40 тысяч рублей за каждую шубу. Даже самая плохая китайская шуба, грубо, стоит 70 тысяч. Сейчас она будет стоить минимум сто.

 

«МНОГИМ ПРИДЕТСЯ ЗАКРЫТЬ БИЗНЕС»

Владимир Бозов, руководитель ООО «Новые меха» и ООО ТД «Мермерины:

– Пока это чипирование только мешает. Надо вступать в Ассоциацию GS1 RUS, вносить ежегодные членские взносы, закупить все сканеры… В общем, куча проблем и затрат. Думаю, это не принесет производителям ожидаемого эффекта.

Если бы в России хорошо работала таможня, то никакое чипирование не понадобилось бы. Сегодня на российский рынок поступает меховой товар не только в виде шуб, но и просто шкурки. И это отследить никак нельзя! В итоге здесь из этих нелегальных шкурок сделают шубы, и они станут настоящего российского производства! В данном случае чипирование не спасает.

Многие производители уже поняли, что вскоре закроют бизнес. Эта сфера в последнее время и так нерентабельна: сезонность продукта, да и кризис сильно ударили по продажам. Кроме материальной проблемы есть и организационная. Нужно вводить дополнительных специалистов и заносить в базу все чипированные изделия. При этом возрастают риски: если что-то не так с чипами, то изделие изымают и уничтожают. Опять производитель терпит убытки! Конечно, все затраты лягут на стоимость мехового изделия.

Возможно, я бы приветствовал данное введение, если проблема контрабанды закроется, но это не так. Однозначно закон недоработан.

 

«ЭТО ПОРОДИТ НОВЫЙ ВИТОК КОРРУПЦИИ»

Наталья Серова («Новоторжская ярмарка») и легенда меховой моды, лауреат государственной премии СССР Ирина Крутикова

Наталья Серова, директор ООО «Ярмарка» – Новоторжская ярмарка «За шубой!»:

– Только что вернулась из Пятигорска, где побывала на 20 меховых фабриках. Конечно, на каждой встрече обсуждался вопрос чипирования шуб. Ни у одного из директоров нет ясности по данному вопросу. Большинство вроде бы готовы добровольно чипироваться, правда, объективной информации о сроках и порядке процедуры пока ни у кого нет. Ходят устойчивые слухи, что уже есть фабрики, которые получили в налоговой каких-то кураторов. Так как Новоторжская ярмарка тоже готова к добровольному эксперименту с чипированием, срочно поручила бухгалтеру разобраться что к чему. Бухгалтер обзвонила инспекторов ФНС. В центральном аппарате получили информацию, что на все вопросы может ответить инспекция по нашему местонахождению (Межрайонная ИФНС №10 по Тверской области). В результате разговора с зам.начальника инспекции Николаевой Е.В. выяснилось, что информация о кураторе в инспекцию не поступала. Проект экспериментальный и пока по нему не сдается отчетность и не введены санкции, куратор назначаться не будет (до перехода проекта из разряда «экспериментальный» в разряд «обязательный»).  После проведенных в Пятигорске и Москве совещаний по чипированию все меховые контрабандисты страны поняли, что им ничего не грозит, скорректировали свои схемы и отправились за новыми партиями мехов за границу. Очевидно, что все это будет иметь неблагоприятные последствия в отрасли для добросовестных участников рынка, дискредитирует государственную идею и априори вынуждает предпринимателей к нарушениям, приспособленчеству и обману, а власть – к коррупции. Сам по себе чип ничего не решает.

В начале апреля я была в Якутии на государственном меховом предприятии. Предприятие только что начало работать после банкротства. Оно выпускает прекрасные унты, чудесную сувенирную продукцию, также у этой фабрики был небольшой опыт пошива шуб из норки и соболя. И вот висят теперь там 15-20 экспериментальных шуб, и я понимаю, что им завтра этот свой производственный эксперимент нужно будет чипировать. Для неокрепшего предприятия это абсолютно бессмысленные дополнительные затраты на оборудование, программы, чипы.  Рано говорить о последствиях чипирования: в России нет ни внятной законодательной базы по этому вопросу, ни практического опыта, причем опыта нет нигде в мире. Ведь чипирование – это российская инновация. Будет странно и стыдно, если результат эксперимента за счет бюджетных ассигнований будет отрицательным. Радует, что некоторые депутаты заняли разумную позицию в этом вопросе. Ведь чипирование – сложный процесс, который «прошивает» всю пушно-меховую индустрию. Оно затрагивает интересы огромного числа российских предприятий. Например, звероводы РФ и отечественные производители меховых изделий заинтересованы в защите российского внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и готовы поддержать проекты, которые реально защитят наш внутренний рынок от контрабандных схем.

Все готовы терпеть неудобства, связанные с введением необходимых мероприятий по контролю за оборотом мехов на территории РФ, если эти меры будут эффективными. Пока ясно, что с 1 апреля 2016 г. до 31 декабря 2016 г. в Российской Федерации на добровольной основе будет проходить эксперимент по маркировке. Как будут развиваться события дальше, неизвестно. Мы в начале огромной работы.  Абсурдно выглядит требование, что объект розничной продажи должен оперативно предоставить информацию о каждой шубе по 48 позициям, включая фото изделия. Вероятно, такой сложной системы продажи товара нет даже для самолетов. А для мутоновой шубки из мехового лоскута, например, за 7 тыс. рублей такие правила вводятся. Это сложно, особенно для мелкого производителя. Новоторжская ярмарка, конечно, будет заниматься чипированием. Мы носим титул «Легенда Верхневолжья» – и не должны вдруг исчезнуть из-за каких-то очередных трудностей.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»